Статья 11218

Название статьи

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАНИЯ В СОЦИУМ
МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

Авторы

Кошарная Галина Борисовна, доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), siup@pnzgu.ru
Найденова Людмила Ивановна, доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии и управления
персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), linajdenova@yandex.ru
Корж Наталья Владимировна, кандидат социологических наук, старший преподаватель, кафедра социологии
и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), 
natalya.korzh@mail.ru
Данилова Елена Александровна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии и управления
персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), danilovaea31@gmail.com 

Индекс УДК

376.2+376.3 

DOI

10.21685/2072-3016-2018-2-11 

Аннотация

Актуальность и цели. В статье рассматривается приобретение и закрепление социально-статусных позиций инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которое происходит в процессе получения профессионального образования. Цель статьи – определить и систематизировать основы методологического сопровождения исследования вхождения указанных групп в социальные отношения, их участия в социальных процессах, занятия ими определенного места в социальной структуре современного российского общества.
Материалы и методы. При подготовке статьи использовался системный подход, в рамках которого выделяются цели, результаты исследований, прослеживается взаимосвязь результатов с практикой. Методы исследования –
вторичный анализ результатов исследований, опубликованных в российских научных журналах, а также анализ официальных документов (федеральные и региональные программы, направленные на содействие в профессиональном
обучении и трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ).
Результаты. Составлено системное описание методологии исследования указанного предмета, которое включает: классификацию предметов исследования; методологию операционализации основных понятий; систематизацию
признаков, показателей и индикаторов исследований; аналитическое описание методов исследования (количественных и качественных); классификацию результатов исследований по признакам теоретического и практического значения.
Выводы. Представлено общее заключение о состоянии проблемы и уровня исследований получения профессионального образования, трудоустройства, приобретения социального статуса инвалидами и лицами с ОВЗ (что в целом составляет процесс их интеграции в социум и социальные взаимоотношения).
На основе обобщения изученных материалов возможно предложить обобщенные практические рекомендации для методологического аппарата исследования указанной проблемы, для методологического обоснования целевых регио-
нальных программ, направленных на ее решение. 

Ключевые слова

социальный статус, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья как социальная группа, социальные отношения 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Бикбулатова, А. А. Создание центров содействия трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях / А. А. Бикбулатова, А. А. Солдатов, М. В. Невская // Вестник Уфимского государственного университета экономики и сервиса. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. – 2015. – № 3 (13). – С. 36–40.
2. Печенкин, В. В. Проблемы образования в представлениях инвалидов / В. В. Печенкин, Д. В. Зайцев // Социологические исследования. – 2008. – № 3. – С. 92–97.
3. Аржаных, Е. В. Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Аржаных, О. А. Гуркина, А. М. Терехова // Высшее образование в России. – 2014. – № 10. – С. 35–42.
4. Пономарева, Г. Т. Инклюзивное образование в России / Г. Т. Пономарева // Педагогика высшей школы. – 2017. – № 2 (8). – С. 59–62.
5. Дегтярева, В. В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе / В. В. Дегтярева // Философия образования. – 2014. – № 3 (54). – С. 162–173.
6. Дегтярева, Т. Н. Инклюзивное профессиональное образование человека с ограниченным возможностями здоровья: социально-философский аспект / Т. Н. Дегтярева // Философия образования. – 2014. – № 3. – С. 173–183.
7. Крухмалев, А. Е. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья / А. Е. Крухмалев, Е. В. Воеводина // Социологические исследования. – 2012. – № 12. – С. 72–79.
8. Гашенина, Н. В. Перспективы модернизации системы профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов / Н. В. Гашенина // Среднерусский вестник общественных наук. Сер.: Экономика и управление. – 2011. – № 3. – С. 145–149.
9. Курбангалеева, Е. Ш. Доступность высшего профессионального образования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Е. Ш. Курбангалеева, Д. В. Веретенников // Психологическая наука и образование. – 2017. – Т. 22, № 1. – С. 168–180.
10. Резник, Г. А. Развитие инклюзивного образования в вузах России / Г. А. Резник, М. А. Курдова // Экономика и социум. – 2016. – № 11 (30).
11. Зиневич, О. В. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы / О. В. Зиневич, В. В. Дегтярева, Т. Н. Дегтярева // Власть. – 2016. – № 5. – С. 61–67.
12. Моцарь, А. А. Обеспечение занятости инвалидов / А. А. Моцарь // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 83–86.
13. Шарф, А. С. Особенности трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях крупного промышленного города / А. С. Шарф, Д. А. Ожегов // Медико-социальные и психологические аспекты безопасности промышленных агломераций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 16–17 февраля 2016 г.). – Екатеринбург : УрФУ, 2016. – С. 144–150.
14. Аржаных, Е. В. Кадровая работа с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья в вузах и колледжах города Москвы / Е. В. Аржаных, О. А. Гуркина, А. М. Терехова // Профессиональное образование в России и за рубежом. –
2016. – № 1 (21). – С. 18–25.
15. Петросян, В. А. Интеграция инвалидов в российское общество : дис. … д-ра соц. наук : 22.00.04 / Петросян В. А. – М., 2011. – 345 с. 

 

Дата создания: 03.07.2018 14:40
Дата обновления: 26.12.2018 15:38